НИОКР
Основным видом деятельности ОАО «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» (далее ОАО «БАТЭ» — УКХ «Автокомпоненты») является разработка, проектирование и производство автокомпонентов (стартеры и генераторы) и запасных частей к ним.
В настоящее время ОАО «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» производятся стартеры «классической» компоновки, то есть опора вала привода вынесена за приводную шестерню. При этом часть вала стартера, по которой перемещается привод стартера в момент запуска ДВС в процессе эксплуатации (когда стартер не используется) подвергается налипанию продуктов износа сцепления и других компонентов, находящихся во взвешенном состоянии в полости картера сцепления в процессе работы ДВС. Налипание вышеуказанных компонентов на вал стартера в процессе эксплуатации, со временем препятствует перемещению привода по валу стартера, что приводит к некорректной работе стартера в процессе запуска ДВС.
Картер сцепления ДВС зачастую не является герметичным (имеются вентиляционные отверстия), что в свою очередь приводит к попаданию воды и пыли в электродвигатель стартера, так как конструкция стартера не предусматривает необходимую защиту электродвигателя стартера от полости крышки со стороны привода.
Новизна разработки конструкции стартеров состоит в том, что с целью повышения надежности и долговечности, в стартере применены инновационные решения позволяющие исключить вторую опору вала привода, а также применить запатентованное втягивающее реле.
Консольное исполнение крышки со стороны привода представляет собой конструкцию, в которой опора вала привода стартера перенесена в сторону электродвигателя стартера, относительно шестерни привода. Опорой вала в данной конструкции является подшипник качения с уплотнением относительно внешней среды (в классической компоновке подшипник скольжения), что приводит к минимизации возможности попадания продуктов износа сцепления и других инородных включений в полость крышки со стороны привода и электродвигатель стартера, в процессе его работы в составе ДВС, и в свою очередь улучшает эксплуатационные свойства узла.
Крышка стартера консольной компоновки изготавливается из алюминиевого сплава (при использовании классической компоновки — чугун) что положительно влияет на массогабаритные характеристики стартера, а также исключает необходимость закупать чугунные отливки и позволяет использовать отливки из алюминиевого сплава, изготовленные в условиях литейного производства ОАО «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты».
Применение втягивающего реле измененной конструкции (патент РБ №17393), позволит увеличить надежность работы стартера в условиях эксплуатации за счет снижения влияния динамических нагрузок на венец маховика двигателя, возникающих при включении стартера, а также улучшенной эффективности разрыва силовых контактов в момент отключения стартера.
Все вышеуказанные факторы значительно улучшают потребительские свойства изделия в части надежности и других эксплуатационных характеристик, и, соответственно, повышают её конкурентоспособность на рынке.
По мере совершенствования конструкций автомобилей совершенствовались и приборы электрооборудования. Повышение скорости и безопасности движения, требования комфорта на легковых автомобилях и автобусах в дальнейшем привели к установке дополнительных приборов электрооборудования. К ним можно отнести приборы звуковой и световой сигнализации, контрольно-измерительные приборы, приборы для создания комфортабельности (обогреватели кабин, вентиляторы, стеклоочистители, электрические подъемники стекол дверей, устройства для управления коробкой передач, радиоприемники, телевизоры и т. д).
Система электропитания, обеспечивающая питание потребителей электрической энергией, состоит из электрического генератора, аккумуляторной батареи и элементов защиты. Причем аккумуляторная батарея из основного источника перешла во вспомогательный, необходимый для питания потребителей во время остановки двигателя. Основным источником электрической энергии на автомобиле является генератор постоянного или переменного тока.
С целью соответствия современным тенденциям заводом разрабатываются и внедряются в производство генераторные установки с увеличенной мощностью в связи с ростом числа и мощности потребителей электрической энергии, необходимостью увеличения срока службы и повышения удельных показателей.
Новизна разработки состоит в том, что с целью повышения надежности и долговечности, в генераторе применено следующее инновационное решение:
— применение многофункционального регулятора напряжения, который позволяет диагностировать определенные виды неисправностей, что улучшает потребительские свойства изделия в части своевременного информирования о возникновении неисправности и обладает рядом полезных функций, отсутствующих у большинства генераторов, выпускаемых другими производителями.
При запуске двигателя готовность генератора к обеспечению питания бортовой сети электроэнергией определяется по погасанию контрольной лампы (индикатора) на панели приборов автомобиля. Для исключения дополнительной механической нагрузки на двигатель непосредственно в момент пуска и сразу после его запуска в генераторе реализована функция так называемого «мягкого пуска» (англ. SSD – soft start delay), обеспечивающая начало токоотдачи генератора и соответственно создание механической нагрузки на двигатель только по истечении 7 секунд после запуска двигателя стартерной системой. Данная функция облегчает пуск двигателя и повышает эффективность использования топлива, особенно в условиях низких температур и при недостаточной степени заряженности аккумуляторной батареи. О срабатывании данной функции свидетельствует плавное увеличение напряжения в бортовой сети в течение 7 секунд после пуска двигателя.
При включении мощных потребителей электрической энергии (фары, обогрев стекол, климатическая установка и др.), для исключения ударной механической нагрузки (пропорциональной потребляемому току) на приводной ремень и двигатель, генератор кратковременно отключается, при этом напряжение в бортовой сети становится равным напряжению на клеммах аккумуляторной батареи, а затем в течение от 2 до 3 секунд с началом токоотдачи генератора плавно увеличивается до величины регулируемого напряжения. Это срабатывает функция «плавного нарастания нагрузки» (англ. LRC – load response control), особенно эффективная при работе двигателя на холостых оборотах.
Инвестиционный проект
В настоящее время ОАО «БАТЭ» – управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» реализует инновационный проект «Создание производства нового поколения автомобильных компонентов, соответствующих требованиям экологических стандартов Евро-5, Евро-6 и выше для перспективных моделей легковой, коммерческой, грузовой, сельскохозяйственной и специальной техники».
Реализуемый проект постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019г. № 942 включен в перечень проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, и в перечень мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Республики Беларусь, реализация которых предусмотрена Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016 – 2020гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2017г. № 31. А в настоящее время – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2021г. № 642 реализуемый проект включен в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2021 – 2025гг., утвержденную Указом Президента Республики Беларусь от 15.09.2021г. № 348.